ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТОКГОЛЬМ. ОТЧЕТ

Отчет предоставила Мария Мунтян — первый волонтер и организатор проекта

Вот и завершилась наша поездка в Стокгольм в рамках проекта бюджетных путешествий для пожилых людей. Я открыла для себя возможность путешествия в незнакомую страну к незнакомым людям.

НОВЫЕ ЗНАКОМСТВА

Парса (Parsa) — студент из Ирана принял нас у себя на 4 дня, он водил нас по городу в первый день, отвел в ботанический сад, посетил с нами Скансен музей. Его доверие и гостеприимство было удивительным. Мы пожили в студенческом общежитии, да мы спали на полу на матрасах, мы готовили кашу , привезенную из Беларуси, мы носили с собой кофе в термосе и бутерброды с сухофруктами, ходили в бесплатные музеи. Но мы прочувствовали город, исходили многие километры по Стокгольму, ходили в магазины, которые посещают простые шведы.

Наши подарки от спонсоров: путеводители от ООО «РенессансПаблишинг» и чаи от интернет-магазина «Аптекарский Чай», пришлись по вкусу, и мы могли вручать их с гордостью и уверенностью в качестве.
Мы также познакомились с коучсерфером Тарком, который помог скопировать фото на компьютер и рассказал о жизни в Швеции. Нас навестила соотечественница — очаровательная Леся.

За чашкой белорусского чая с чабрецом с шведской традиционной булочкой с корицей мы слушали Купалинку в исполнении Парсы и делились впечатлениями об этой суровой и прекрасной скандинавской стране и ее жителях. Мне было очень интересно и весело с моим спутником. Все-таки самое ценное, что надо сохранять до конца -это чувство юмора. С ним по плечу любые трудности:)

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

В первый же день мы купили проездные на 72 часа за 16 евро и вместе с Парсой отправились на остров Гамластан, где расположилась старинная часть города, туристическая Мекка. Мы прогулялись по узким улочкам, поднялись на смотровую площадку Gondolen. Вид оттуда на вечерний Стокгольм захватывает дух, красивейший старинный город, свешенный вечерними огнями и отражающийся в воде.

На обратном пути к общежитию мы зашли в Lidl — сеть бюджетных магазинов в Швеции. На 15 евро мы купили 0,5 кг фантастического шведского кофе, 1 л йогурта, молока, цветную капусту, кабачок, пастернак, горчицу и национальную вкусняшку — филе кильки. В общежитии быстренько приготовили овощи, пожарили замаринованную в горчице по шведскому рецепту рыбку и с вином отметили наш приезд. Мальчики остались играть в карты и общаться на им одним понятном языке жестов. А я изучала возможности бесплатного знакомства с достопримечательностями Стокгольма.

БОТАНИЧЕСКИЙ САД

Парса отвел нас в Стокгольмский ботанический сад, который расположен прямо возле кампуса. Огромная площадь, лесная тропа с одной стороны море с другой скалы, а вдоль тропы все усыпано боровиками и подберезовиками. Александр Николаевич отправился на «тихую охоту» и в итоге уже в обед у нас был грибной супчик.

Ботанический сад очень ухоженный, на его территории 2 оранжереи, парки, пруды, клумбы и прочие красоты.

По дороге мы обнаружили на вершине скалы шалаш. Я пошутила, что это могло бы быть наше жилище, если бы Парса нас не принял. А Александр Николаевич отправился в разведку оценить потенциальную жилплощадь. Мы с Парсой изумленно смотрели на этого резвого пенсионера.

В этот же день вечером мы уже самостоятельно отправились на Гамластан на встречу с другим коучсерфером, который рассказывал о Швеции и шведах и приглашал остановиться у него. Но мы полюбили нашего Парсу, и, к тому же, от кампуса мы быстро добирались в центр, поэтому поблагодарили за приглашение и поехали в Lappis Campus.

СКАНСЕН

Мы целый посвятили Скансену, первому в мире этнографическому музею под открытым небом. Ему надо посвятить целый день и отдельную статью. Тут и древние постройки и мастерские различных ремесленников (гончаров, стеклодувов, слесарей, столяров, резчиков по дереву), и детский зоопарк, и гуляющие на приволье лоси, медведи, тюлени в больших акваториях, фантастические красоты ландшафтов, оригинальные детские площадки и много чего еще.

А вечером отправились погулять по Гамластану и набережным.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПУТЕШЕСТВИЯ

Мы замучили нашего сердечного Парсу за 2 дня и на третий день музейная программа была самостоятельной. Мы отправились на экскурсию в музей современного искусства. Это был шок, я прямо не знаю, что меня больше шокировало, откровенные фото метрового размера или абсурдные монументы. Мы от души смеялись с Александром Николаевичем. На выходе он сказал, что так впечатлился, что боится не довезти до дома все свои эмоции.

В этот же день за час до закрытия мы пошли в музей истории природы Naturhistoriska Museet Stockholm. Это просто чудо, нам было жаль, что мы поехали вместо этого музея в музей искусства. Он бесплатный, есть залы, посвященные природе Швеции, минералогии, телу человека, растениям, космосу и многому другому. Туда толпами ходят школьники, и я бы ходила хоть каждый день.

Наша поездка подходила к концу, авантюрный туризм удался. Все были довольны, полны впечатлений. По дороге обратно мы запечатлели нашу станцию метро университетскую. Тут можно цитологию в схемах изучать: и сперматогенез, и биохимический состав клетки, и анатомическое строение растений. Вообще, метро в Стокгольме – отдельная песня, оно выходит на поверхность и идет над морем местами, вырублено в скалах, расписано очень смелыми шведскими художниками.

Неприятность нас ждала в Вильнюсе, где украли фотоаппарат, поэтому фотоотчет оказался гораздо скромнее, чем мог быть… Но, все же, этот момент не испортил впечатления от самого путешествия. Я благодарна моему спутнику за чудесную компанию и рада, что моя авантюра удалась:)

P. S.

Я по-прежнему верю, что у нас в стране есть люди, достойно прожившие жизнь и заслуживающие увидеть мир на пенсии. Искренне надеюсь, что проект будет встречен с пониманием и поддержкой.