DOLCHE VITA ДЛЯ БЕЛОРУССКИХ ДАМ К ПРАЗДНИКУ 8 МАРТА

Вот наконец мы можем поделиться с вами полным отчетом о нашем небольшом итальянском приключении в марте. Отчет предоставила волонтер-сопровождающий Мария Мунтян.
Благодаря финансовой поддержке проекта как финалиста Social Weekend co стороны компании МТС и Юрия Мельничека нам удалось осуществить поездку для трех замечательных дам в Италию. По странному стечению обстоятельств, все участники поездки заявляли свои проекты на Social Weekend, о чем мы уже узнали по дороге в Вильнюс

Дорога в Италию.

Мы выехали из Минска в Вильнюс в 00.30, а в 7.45 мы благополучно приземлились в Бергамо. Всего 2 часа полета, а ты переносишься совсем в другую реальность. Еще час езды на автобусе — и в Вероне нас встретил наш гид Sergio Mastro di Verona. Поскольку мы были налегке, то купили билеты на автобус и через несколько остановок оказались возле своих апартаментов. Отдохнув, приняв душ и переодевшись, мы были готовы к прогулке по Вероне.

Программа в Вероне и Венеции.

Я не рискнула организовывать экстрим тур с картами и путеводителями, поэтому нашла русскоговорящего гида, который очень вдохновился идеей помочь развивающемуся проекту, оказывающему поддержку старшему поколению. Поэтому с первым шагом на Веронскую землю для меня начался отдых вместе с другими участниками поездки.

Наши апартаменты располагались не в туристическом , но в очень красивом историческом районе с хорошей логистикой и интересной историей. Улица называлась Interrato della Acqua Morta. Как рассказал нам Серджио, река Адидже когда-то протекала между домами, и позже в 1882 году, произведя реконструкцию и расширив русло реки, улицы стали пешеходными. Следы ушедшей реки хранятся на стенах здания. Малая Верона, или Веронетта, неожиданно уютна своими маленькими улочками, террасами с цветами, разноцветными зданиями. Древние аммониты или bogoni, сохранившиеся в мраморе, встречаются очень часто. Благодаря тому, что мы были тесной компанией, наши прогулки проходили неспешно и за веселой беседой о городе и его жителях.

В первый день мы посетили церковь Santa Maria in Organo, название церковь получила от гидравлической структуры (organum), построенной еще древними римлянами для регулировки уровня реки Адидже. Церковь богато и изящно украшена инкрустациями из дерева, деревянными скульптурами. Самая известная скульптура, выполненная из дерева в 14 веке — Иисус, въезжающий в город на муле («Muletta» так называют эту знаменитую статую в Вероне).

Кроме нас в церкви присутствовал только один служащий, который разрешил нам съемку и был очень доброжелателен.
Мы также посетили церковь San Tomaso Cantauriense в которой играл на органе юный Моцарт (дата концерта: 07.01.1770). До сих пор в память об этом событии организовываются концерты органной музыки.
Прогулявшись по параллельной реке улице San Faustino, мы обнаружили древние фрески, арки. Было ощущение, что город полон тайн и загадок, которые нам только слегка приоткрывает для нас.

Мы все-таки пошли к Джульетте, которая во всех туристических путеводителях упоминается как супер-важная достопримечательность. На самом деле же балкон Джульетты совершенно очевидно является новоделом для туристов, пристройкой к старинному зданию. Тут ощущалось, что Верона – город с многомиллионным потоком туристов, и единственное место, где мы видели толпы людей.

На меня и остальных участников довольно сильное впечатление произвела городская библиотека, („Biblioteca Civica“, основанная в наполеоновские времена в 1802) куда мы зашли вместе с Серджио. Мы увидели пространство, где встречаются люди и книги, люди друг с другом, где так эргономично все организованно, что каждый чувствует себя комфортно и расслабленно.

Закончили прогулку мы в первый день у каменных львов — римские ворота Вероны (Porta Leoni) . В этот вечер мы готовили ужин дома и открыли контрабандой провезенный белорусский бальзам. Рассуждали мы о мужчинах белорусских и итальянских. Пьянящий, романтичный воздух Вероны и бальзам сделали свое дело, настроив на такие совсем незаунывные темы.
На следующий день Серджио показал нам древнеримскую часть Вероны. Cолнечная погода и фантастические виды, открывающиеся на город с Teatro Romano, привели дам в состояние героини Ренаты Литвиновой «я летаю, я в раю».

Мы поднялись на самую вершину, откуда открывалась прекрасная панорама города. Поскольку восхождение хоть и неспешное несколько утомило дам,  мы решили растянуть и усилить мгновения прекрасного в ресторане Re Teodorico. Король Theoderich, которого в Вероне называли “Re Teodorico”, провел в Вероне много времени. Он реставрировал город, включая римские стены.  Он также  построил первую версию крепости на вершине возвышенности,  где находится ресторан, названный в его честь. Там мы и позволили себе гастрономические радости в виде капучино и тирамису на террасе ресторана.

Мы не попали, увы, в красивый большой парк. Но зато отметили, что неспешность и гедонизм  являются неотъемлемым компонентом жизни итальянцев даже на работе.

Спустившись, мы через старинный наполовину древнеримский, наполовину средневековый мост Ponte Pietra отправились гулять по средневековой Вероне. Вышли к площади Синьории и Лоджии ди Фра Джокондо, где проводились заседания совета патрициев и стоит памятник Данте Алигьери. Поскольку наш гид является очень неравнодушным к поэзии человеком, он рассказал, что для Данте в изгнании Верона стала местом, где он смог возобновить свое творчество. Данте посвятил «Рай» третью часть  «Божественной комедии»  Вероне и ее мэру, как своему покровителю. Между площадью Синьории и Скалигера находится дворец с «кремлевскими резными зубчатыми» стенами Дворец правительства.

На другой площади нашему взору открылась прекрасная Madonna Verona. Первоначально по иронии судьбы она была древне-римской Венерой (богиней красоты и любви).

Мы оценили колизей, который сохранился намного лучше римского. Там и сейчас проходят концерты.

На этот раз на ужин дома мы готовили пасту с пармезаном под руководством Серджио. А вино, нам подарили менеджеры агентства, предоставившего нам апартаменты.

Венеция…

Верона расположена всего в часе езды от Венеции. Город состоит из 6 самоуправляемых районов (называемых „sestieri» вместо „quartieri“), сохранивших свои исторические названия. Честно признаюсь, я не ожидала, что прямо с вокзала начнется волшебная Венеция, солнечная, с голубой водой и красивыми мостами.

Город-сказка, маленькие дворики, небольшие кафетерии, где отдыхают местные, площади, где устраивают бесплатные обеды. Для меня было несколько необычно, что итальянцы так легко начинают на улице общаться, знакомиться, улыбаться. Серджио стал расспрашивать девушку о предстоящем мероприятии  на площади Campo San Giacomo dell’Orio и упомянул, что сопровождает группу из Беларуси. Девушка тут же предложила исполнить на аккордеоне «Интернационал». Я не знаю, как описывать Венецию , ее надо увидеть! И почувствовать!

Мы провели 6 часов в Венеции. И вечером вернулись в Верону.
Верона подарила нам прощальный теплый вечер. На улицах сидели молодые ребята и играли на гитаре. Нас позабавила ситуация, когда ребята парализовали движение, чтобы поздороваться:

-Ciao , Mario!
— Ciao, Leo!
При этом все участники движения сохраняли спокойствие и терпимость. Это же важно поздороваться!

Утром мы уже отправились в Бергамо. Горы, окружавшие город, и старинная историческая часть создавали прекрасную картину.

И некоторые участницы отсняли только в Бергамо 300 кадров. Тут уже мы были, как студенты. Через каучсерфинг я нашла гида, но он был не вполне здоров, и мы поблагодарив его за участие, продолжили самостоятельный осмотр города.

Условия проживания

Мы сняли просторные апартаменты в Вероне в шаговой доступности от основных достопримечательностей. Средиземноморский дизайн интерьера и оптимальное зонирование пространства давало возможность как проводить совместные ужины, завтраки, беседы, так и уединяться каждому участнику.

В Бергамо мы остановились на одну ночь в хостеле с более скромными, но вполне достойными условиями.
В первый же день мы купили продукты в очень доступном по ценовой политике магазине, который нам также подсказал наш гид. Продуктов нам хватило на 4 –ых на 3 дня. Мы только один раз обедали в кафе в Вероне. Путешествие-то бюджетное…

Расходы

Наши расходы не так уж велики, особенно учитывая, что большая часть компенсировалась за счет средств спонсорской помощи проекту.

Трансфер, перелет и проживание составили примерно 180 евро на человека. Дополнительно оплачивали услуги гида 40 евро, проезд в Венецию 20 евро, ночлег в Бергамо 15 евро, городской налог 7,5 евро. Питание вышло по 5 евро на человека плюс кофе набегу, кто-то обошелся термосом. Мы не ходили в музеи, т.к. у нас была и так довольно насыщенная программа. Хотя уже сейчас понятно, что здесь есть , где развернутся и можно легко провести здесь неделю, каждый день , открывая новую Верону. И лично я вернусь сюда, чтобы посетить музей истории природы, съездить на озеро Гарда, увидеть Кастельвекио.

Подарки

В поездках такого формата важно понимать, что многое зависит от человеческого фактора. Где  многое решает то, насколько открыт и доброжелателен ты, собственно такое отношение и к тебе будет.

Одна из участниц очень чутко уловила это и без моих подсказок купила магнитики с видами Минска, с зубрами. Мы традиционно везли предоставляемый нашим партнером компанией «Аптекарский сад» ароматные чаи Kali Laska для принимающей стороны.

Для своего гида мы привезли сборник стихов Ахматовой. Одна из участниц группы в фэйсбуке передала книгу о минском костеле и белорусский шоколад. Людям интересно и приятно получать в подарок кусочек твоей родины. Также любимым и очень ценным подарком является книга Best in Belarus.

Впечатления

Формат неспешного путешествия в мини-группе, это нечто среднее между семейным и студенческим отдыхом. Мне, как волонтеру, было важно, чтобы помимо безопасности и четкости в осуществлении поездки, предоставить людям возможность погрузиться в жизнь страны настолько, насколько это возможно за 4 дня.

Коммуникация в маленькой группе очень важна. Так, участники этой поездки продолжают общаться и встречаться после возвращения.

По дороге обратно в автобусе я скачивала себе приложение Memrise по рекомендации Натальи для изучения итальянского, а моя попутчица установила себе couchsurfing. Я объяснила, как им пользоваться и помогла заполнить профайл на английском языке.

Все зарядились позитивом и согласились, что итальянский образ жизни dolce vita, их улыбки, архитектура, кухня в едином союзе погружают в такое сладостное состояние, что едва уехав, хочется уже вернуться.

Серджио рассказал, что итальянцы, особенно мужчины, живут долго и потому никуда и ни в чем не спешат, не спешат жениться, поздно заводят детей, бизнес тоже делается в таком размеренном темпе.

В целом, очень ценный опыт — а иметь местного проводника. Это вовсе не означает пассивное следование за ним. Это дает возможность при минимальном ресурсе временном составить оптимальный маршрут, который учтет пожелания и  интересы участников поездки.

После поездки у многих появился стимул изучать язык. Я открыто рассказывала о том, какие ресурсы интернета привлекала при планировании поездки. Это несложно, недорого, а главное, так приятно составлять свое уникальное путешествие мечты.

Мы готовы помогать людям в осуществлении этих поездок. Конечно, средства гранта не безграничны. Их хватит на максимум 12 участников, которые никогда не выезжали за рубеж. Но даже и без их поддержки соотношение цена-качество идеальное.